Как обстоят дела с протестами в Иране
Как обстоят дела с протестами в Иране — разбор Рыбаря
Уже почти четыре недели в Иране продолжаются массовые протесты и уличные беспорядки. С начала октября масштабы снизились, а акции приобрели локальный характер. Иранские власти и высокопоставленные религиозные деятели даже спешно заявили о подавлении восстания, однако очаги неповиновения сохраняются.В субботу 8 октября активные демонстрации возобновились в крупных городах Ирана после призыва к новым митингам против правительства.
Днём в маршах в Исфахане, Ширазе, Тебризе, Раште, Мешхеде, Сенендедже, Кермане, Хамедане участвовали тысячи людей, преимущественно женского пола до 20 лет. По данным правозащитных групп, сотни из них составили старшеклассницы и студентки университетов.
К вечеру появились сообщения и различные фото- и видеоматериалы о беспорядках в нескольких районах Тегерана. Силовые структуры Ирана ограничили доступ населению в интернет, что позволило нарушить координацию между разжигателями и митингующими.На следующий день британское информагентство The Guardian сообщило об участии в протестах более 1000 рабочих иранских нефтехимических заводов в Бушере и Дамаванде. Однако фактического подтверждения забастовки и приостановки работы НПЗ не было.
Силовые структуры Ирана быстро отреагировали на новые беспорядки, начав массовые задержания и поиск организаторов. В некоторых городах против бунтующих были использованы дубинки и слезоточивый газ.
Как обстоит ситуация сейчас?
В настоящее время обстановка стабилизировалась. Протесты продолжаются, но в меньших масштабах.
Президент Ирана Ибрагим Раиси заявил, что большая часть иранского населения поддерживает власть, а за протестами стоят западные и израильские спецслужбы.В крупных городах Ирана прошли многомиллионные проправительственные демонстрации. Многие женщины выступили против бастующих, поддержав нынешние власти.
Аятолла Али Хаменеи заявил, что реакция народа свидетельствует об инсценировке произошедших событий врагами Ирана. А «Закон о хиджабе» был только предлогом для начала бунтов по всей стране.
Что дальше?
Столь продолжительные беспорядки — беспрецедентный случай в истории Исламской республики Иран. То, насколько сильной была реакция общественных масс, а также многих общественных деятелей, спортсменов и известных людей в Иране, открыто заявивших о солидарности с митингующими, является показателем серьезности этих событий.
Однако на сегодняшний день у протестующих, как и у тех, кто бастовал в мае этого года, нет никаких перспектив к изменению государственного строя. В Иране сложилась устойчивая и консолидированная система управления и власти, где де-факто и религиозная верхушка (консерваторы), и военная (КСИР) разделили бразды правления.
Нынешний кризис для власти — неудобство, которое будет решено либо само собой, либо силой: самые опасные — огнестрельным оружием, а менее опасные — газом, водомётами и дубинками.Тем не менее текущие события показали, что в некоторых регионах страны ситуация была близкой к критической. Тяжёлая экономическая обстановка и отсутствие мер поддержки со стороны администрации Раиси вынуждают людей требовать обещанное, выходя на улицы.
Продолжительные мятежи, бездействие и нежелание властей уступать может загнать Иран в ещё больший кризис. Протесты, перебои интернета, простои на промышленных предприятиях негативно сказываются на и так нестабильной экономике Ирана.
Коллективный Запад продолжит разжигать общественное недовольство. И не для того, чтобы сменить власть (им это не нужно — Иран в роли антагониста слишком выгоден), а для того, чтобы показать силу и отвлечь внимание. Будь иначе, страны коллективного Запада проявили бы куда больший интерес к событиям.